С 1 сентября 2023 года аттестация педагогических работников регламентируется Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 года № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок аттестации).
Аттестация в целях установления первой и высшей квалификационной категории, а также квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» проводится на основе результатов профессиональной деятельности педагогических работников и по их желанию.
Сроки действия названных квалификационных категорий не устанавливаются.
Аттестация в целях установления первой и высшей квалификационной категории проводится на основании заявления педагогического работника, подаваемого непосредственно в аттестационную комиссию, направленного по почте, в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо посредством федеральной государственной информационной системы, либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
В заявлении в целях установления первой и высшей квалификационной категории педагогические работники указывают уровень образования (квалификации), результаты профессиональной деятельности в организациях, имеющиеся квалификационные категории, а также должность, по которой они желают пройти аттестацию.
Осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроках, формах и способах проведения аттестации в целях установления первой и высшей квалификационной категории.
Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории аттестационной комиссией на основе результатов их работы, соответствующих показателям, предусмотренным пунктами 35, 36 Порядка аттестации, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
Помимо получения первой или высшей квалификационных категорий педагогическим работникам Порядок аттестации предоставляет возможность прохождения аттестации по двум новым квалификационным категориям: «педагог-методист» и «педагог-наставник».
К аттестации по указанным квалификационным категориям допускаются педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию и выполняющие дополнительные обязанности, связанные с методической работой или наставнической деятельностью, не входящие в должностные обязанности по занимаемой должности.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» проводится на основании
- заявления, подаваемого непосредственно в аттестационную комиссию, направленного по почте, в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо посредством федеральной государственной информационной системы, либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг. В заявлении педагогический работник сообщает сведения об уровне образования (квалификации), о результатах методической деятельности или наставничества, наличии высшей квалификационной категории, а также должность, по которой он желает пройти аттестацию;
- ходатайства работодателя, характеризующего деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации, которое формируется на основе решения педагогического совета и согласовывается с выборным органом первичной профсоюзной организацией (или иным представительным органом работников организации);
- дополнительных сведений о своей методической или наставнической деятельности, которые педагогические работники вправе представить в аттестационную комиссию не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания.
Осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроках, формах и способах проведения аттестации в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» и «педагог-наставник».
Оценка деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» осуществляется аттестационной комиссией на основе ходатайства работодателя (пункт 48 Порядка аттестации) и показателей деятельности (пункты 50, 51 Порядка аттестации), не входящей в должностные обязанности по занимаемой в образовательной организации должности.
Решение аттестационной комиссией принимается в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 39 Порядка аттестации.
На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников органы, указанные в пункте 25 Порядка аттестации, издают соответствующие распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой квалификационной категории, высшей квалификационной категории, квалификационной категории «педагог-методист», квалификационной категории «педагог-наставник» в порядке, установленном пунктом 42 Порядка аттестации.